Тема
1. Основы общения. Особенности и механизмы взаимодействия в процессе общения (4 вопрос)
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как
обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией.
Под
восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого
человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
Первое
впечатление – это бессознательный психический образ,
возникающий в момент визуального, слухового или чувственного контакта с
человеком. Каждый из нас, встречаясь с различными людьми, задавал себе вопрос,
почему с одними нам приятно общаться, к другим мы относимся нейтрально, а при
виде третьих возникает отрицательный эмоциональный фон.
Выделяют три фактора формирования первого впечатления
о человеке:
- фактор превосходства;
- фактор привлекательности партнера;
- фактор отношения к наблюдателю.
Фактор
превосходства – это когда человек, который
превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по
остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная
переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный
момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой
схемы.
Фактор
привлекательности – это когда внешне привлекательного
человека люди так же склонны переоценивать по другим важным для них психологическим
и социальным параметрам.
Фактор
отношения к наблюдателю – это когда людей, которые хорошо к
нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать
и по другим показателям.
Есть
некоторые факторы, которые мешают
правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя
задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого
человека.
2. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
3. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться.
4. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию.
5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
6. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке и др.
На
восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не
зная ни их самих, ни мотивов их поступков.
На
восприятие и понимание людей влияют установки – неосознанная готовность человека определенным привычным образом
воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее
сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Установки
формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются»
к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе
личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Успешное
общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах
взаимодействия. Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное
другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими
отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Цель обратной связи – помочь партнёру по общению в понимании того,
как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.
Важным
аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение,
установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью
механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и
подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное
(направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.
Таким
образом, перцептивная сторона общения (восприятие, познание и взаимопонимание)
включает:
- познание себя в процессе общения;
- познание и понимание собеседника;
- прогнозирование поведения партнера по
общению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.